банк обоев - обои для рабочего стола
  - Контакты
- Авторские права
Поиск:

Урок по истории Украины "Крым в годы Великой Отечественной войны"

Урок по истории Украины
Урок: Крым в годы Великой Отечественной войны.
Цель:
 сформировать представление учащихся о героической истории Крыма в годы войны;
 развивать умение критически мыслить;
 воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей «малой родины».
Оборудование: атласы по истории Украины, DVD.
Ход урока.
Эпиграф урока:
I. «И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна;
Мы за Родину пали,
Но она – спасена».
А. Твардовский
1. Организационный момент.
2. Мотивация. Постановка проблемного вопроса:
«За последние 5,5 тыс. лет мир царил на Земле – 292 года, лучшие умы человечества работали на создание оружия массового уничтожения; для того, чтобы убить одного солдата в эпоху походов Цезаря нужно было 4,3 француза; в годы I Мировой войны – 121 тыс. французов, а II Мировой войны – 287 тыс. французов. Две Мировые войны XX столетия стоили человечеству 10 млн. и 55 млн. жизней. Сейчас в мире периодически возникают новые локальные конфликты. У древних была традиция в память о войне ставить своим победителям памятники из недолговечных материалов. Какие памятники прошедшей Великой Отечественной войне должны быть созданы, по-вашему мнению, и почему?
3. Актуализация знаний учащихся.
На уроке (применительно к истории Крыма) вспомним понятия:
 Депортация;
 Коллаборационизм;
 Холокост.
Учитель характеризует статус Крыма и количество проживавшего в Крыму населения на начало 1941 года:
Крым
№ п/п Годы Статус Население Симферополь 1939 г. 1944 г.
1 1939 К АССР 1126429 Население 150000 67319
2 1945 Крым. область в составе РСФСР
(до 1954 г.) 370000

4. Объяснение нового материала.
План урока.
1. Крым в планах фашистов.
2. Оборона Крыма.
3. «Новый порядок» в Крыму.
4. Движение Сопротивления:
а) подполье;
б) партизанское движение.
5. Освобождение Крыма. Депортация народов.
I. Каково военно-стратегическое значение Крыма в планах Германии?
Учащиеся работают с атласами. Предполагаемые ответы и их обобщение:
1. База Черноморского флота.
2. Плацдарм для базирования флота и авиации фашистов.
3. Контроль Черного и Азовского морей.
4. Кратчайший путь (через Керченский пролив) к бакинской нефти.
5. Крым должен быть полностью колонизирован – это курортная зона для отдыха высокопоставленных немецких чиновников. Его столица в Ялте – Готенланд. Симферополь – Готенбург, Севастополь - Теодорихсхавен (гавань Теодориха, короля остготов).
Преподаватель:
Война пришла в Крым, опережая самое себя, в 3 часа 13 мин. (22 июня 1941 г.) фашисты бомбили Севастополь, цель – уничтожить корабли флота в гаванях, но еще до налета город погрузился во тьму, поэтому морские мины были сброшены куда придется.
II. В первые дни войны стал вопрос об обороне Крыма. Где ее было необходимо создавать? (Работа с картой).
Крым можно было захватить 2-мя путями:
1) Высадить десант из Румынии и Болгарии, воевавших на стороне Германии, тогда под угрозой оказался бы Севастополь, и его нужно было бы защищать с моря.
2) 2-ой путь через Перекоп, он оказался нереальным.
Севастополь, как наиболее вероятное место нападения, укрепляли и с суши, так как опыт Крымской войны (1854-1855 гг.) показал, что город именно оттуда подвергся нападению – начали создавать 3 сектора обороны (СОР, закончить их сооружение не успели).
14 августа 1941 г. для обороны Крыма была создана 51 Армия под командованием вначале ген.-полк. Ф. И. Кузнецова, а затем – П. И. Батова. В 20-х числах августа 1941 г. в Крым было переброшено подкрепление: 2 стрелковые и 3 кавалерийские дивизии (плохо вооружены).
24 августа 1941 г. в 500 утра фашисты начали штурм Перекопа, нацелив на Крым: 3 армейских корпуса, 8 пехотных и горнострелковых дивизий, авиационный корпус, 2 моторизованные дивизии СС – «А. Гитлер» и «Викинг», 40 полков артиллерии. 11-ой армией командовал генерал-полковник Эрих фон Манштейн.
Сходу взять Крым не удалось, но уже 25 октября 1941 г. немцы прорвались в степной Крым. А 2-го ноября 1941 г. был оккупирован Симферополь.
51-я Армия эвакуировалась на Тамань. Приморская Армия, переброшенная в Крым после того, как советские войска оставили Одессу, отступила на Севастополь (ком. И. Е. Петров).
Крым, кроме Севастополя, оказался в оккупации.
По следующим вопросам учащиеся делают сообщения:
а) Немецкий «новый порядок».
б) Крымское подполье.
в) Партизанское движение.
Демонстрируются слайды; отрывки фильмов.
Два города Крыма получили после войны звание – город-герой за подвиг его защитников.
Севастополь 250 дней оборонялся (с 30 октября 1941 г. – 2 июля 1942 г.), 54 защитника города стали Героями СССР.
С 26 декабря 1941 г. – по 29 декабря была проведена высадка десанта на Керчь, а с 29 декабря – 31 декабря 1941 г. – десант на Феодосию. Всего за 9 дней Керченско-Феодосийской десантной операции было высажено 42 тыс. советских солдат – это был самый крупный десант за все годы войны; весь Керченский полуостров перешел в руки советского командования. 8 мая 1942 г. фашисты начали новое поступление на Керчь, в результате в плен попало около 130 тыс. советских солдат, техника. Судьба Севастополя была предрешена.
1 июля 1942 г. с разрешения ставки Севастополь покинуло руководство СОР, на произвол была брошена 100-тыс. группировка советских солдат, 80 тыс. из которых погибло.
5.Освобождение Крыма.
Операция по освобождению Крыма началась 8 апреля 1944 г. и длилась 36 дней. Соединения 4-го Украинского фронта (под ком. генерала Ф. И. Толбухина) штурмовали Перекоп. В освобождении взаимодействовали войска 51-й Армии (под ком. ген.-лейтенанта Я. Г. Крейзера), Отдельной Приморской армии (под ком. генерала А. И. Еременко), корабли и подводные лодки Черноморского флота (под ком. адмирала Ф. С. Октябрьского), большую помощь оказывали партизаны Крыма. 11 апреля советские войска освободили Керчь, 13 апреля – Симферополь и Евпаторию, 18 апреля – весь Крым, кроме Севастополя (освобожден 9 мая 1944 года).
12 мая 1944 г. Крымская операция закончилась полным разгромом немецко-фашистской 17-й армии и освобождением Крыма.
Депортация (по данной теме учащиеся сообщения). Демонстрируются слайды.
Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на поставленные в начале урока проблемные вопросы.
Также советуем почитать:
Лидерство в школе
В 90-х годах в области лидерства и организации в школе, все больше внимания уделялось стандартам....
Отношения между ребенком и его родителями
Отношение родителей к ребенку может быть безразличным или заинтересованным, мудрым или бездумным....
Специфика подготовки к государственному экзамену
Если вы являетесь студентом выпускного курса - перед вами неизбежно встанет проблема сдачи государственного экзамена....
Типичные проблемы первокурсников
Обучение в вузе – занятие не простое....
Крайность виртуальных знакомств
Сеть Интернет повсеместна в нашей повседневной жизни....

2024 © Refz.Ru - очень познавательная коллекция рефератов